САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ
курс практических занятий

5 простых шагов к улучшению качества жизни и развитию эмоционального интеллекта (EQ)
ЗАНЯТИЕ № 1
1 ступень на пути к улучшению качества своей жизни
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ:
1
Процесс коммуникации.
2
Что важнее — IQ, EQ или VQ?
3
Что такое «эмоция»?
4
Разные модели базовых эмоций.
5
Сложные (составные) эмоции.
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
В занятии № 1 содержится:

  • теоретическая часть для всех,
  • 1 блок теории, отмеченный зеленым цветом для особо любознательных ***
  • 5 упражнений для всех
  • 1 упражнение, отмеченное ***
1. Наш процесс коммуникации состоит из:
  • всего лишь 7% (от общего объема коммуникации) из того, что мы говорим – содержание
  • и 93% из того, как мы говорим – невербальное поведение (55% телодвижения и 38% голос)
Эмоции играют важнейшую роль в нашей жизни.

  • Каким образом они влияют на нашу повседневную жизнь?
  • Как мы используем эмоциональный интеллект при принятии решений?
  • Вспомните были ли в вашей жизни случаи, когда под воздействием эмоций, вы совершали действия, поступки, о которых потом приходилось сожалеть

Эмоция по продолжительности не длится долго. Ее причина со временем становится понятной.
А вот настроение, бывает, что создает очень много трудностей.
Оно зависит от вашей психологической установки, оно длительно, причину вычислить сложно, и в основном является навыком сознания.
Эмоции есть у всего животного мира, а настроение – только у человека.
*** Посмотрите забавное видео про эмоции животных
2. Что важнее — IQ, EQ или VQ?
Что такое эмоциональный интеллект?

Существует множество определений эмоционального интеллекта, главным образом, благодаря двум формирующим это понятие терминам: интеллект и эмоции.

Интеллект - это способность мыслить, решать проблемы, запоминать и обучаться, получая и создавая новую информацию.

Эмоция - это изменение настроения, вызванное внешними или внутренними факторами, на базе которых наше тело производит адаптивное действие.
Ключом к успеху и славе, успешной карьере признан не просто интеллект, знакомый нам IQ (intelligence quotient), а эмоциональный интеллект — EQ (emotional quotient).
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Относится к гибким навыкам.

Однако, автор статьи в журнале Forbes Пьер Касс обращает внимание на еще один важный фактор успеха — VQ (vitality quotient), коэффициент жизненной энергии, то есть, способность заряжать энергией окружающих.

Уровни IQ, EQ и VQ — врожденные свойства, данные каждому человеку от природы, однако, ставя перед собой определенную цель, можно и нужно развивать их в себе.
Конечной целью всех наших действий является поиск эмоционального равновесия.
Эмоциональный баланс достигается тогда, когда каждая эмоция и чувство играет ту роль, для которой они предназначены.
Поэтому крайне важно уметь различать эмоции, знать, как работать над ними, уметь принимать и выражать их.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта.

Майер, Саловей и Карузо выделяют всего 4 составляющие EQ:

1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.

3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.

4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
3. Что такое эмоция?
А теперь давайте немного поиграем и выполним несложное упражнений, чтобы поближе познакомиться со своими эмоциями.
Для этого понадобятся карандаши (можно фломастеры, краски) и лист бумаги.
Не волнуйтесь по поводу своих художественных способностей, т. к. их уровень совсем не важен.
Даже, если вы совсем не умеете рисовать, изобразите то, что будет в задании схематично)))
Задание № 1. Упражнение «Кто внутри меня?»
  • Нарисуйте себя.
  • Но не просто попытайтесь воспроизвести свою внешность, а наглядно покажите, какой вы внутри.
  • Это может быть эмоция, может быть какой-то предмет – что угодно.
  • Главное, после этого подумайте и объясните, почему вы выбрали именно этот образ.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств. Их у нас всего 5.
Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные.
С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли.
И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим чуть позже.
А сейчас давайте вспомним один из критериев психологического здоровья: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это очень важно!
Задание № 2. «Осознай свою эмоцию»
Вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Что чувствует моё тело?
  • Что я хочу сделать?
  • Как называется это переживание?
ЗАДАНИЕ:

Осознайте свою эмоцию, которую испытываете прямо сейчас.
Как она называется?

Эмоции – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие.

Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия.

Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.
Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует.

Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них.

Эмоция состоит из нескольких компонентов:

  1. Во-первых, это некое возбуждение в организме человека.
  2. Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).
  3. В-третьих, эмоции экспрессивны, т. е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.

На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.

Ниже вам для ознакомления будут изложены некоторые различные модели базовых эмоций.
4. РАЗНЫЕ МОДЕЛИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ
*** Модели базовых эмоций (для особо любознательных)
1. Колесо эмоций Роберта Плутчика
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции.

Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций»:
1. радость,
2. грусть,
3. страх,
4. доверие,
5. ожидание,
6. удивление,
7. злость,
8. неудовольствие.

Они располагаются во второй линии круга от центра.
Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции.
Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль.
Итак, эмоции бывают базовые и сложные.
    2. 10 базовых эмоций по Изарду
    Все эмоции человека можно различать по качеству переживания.
    Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

    Он выделил 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций:
    интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

    Первые 3 эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

    Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие.

    Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
      3. Система базовых эмоций по Полу Экману.
      Идея о том, что мимика универсальна, была впервые предложена Дарвином, но обрела популярность лишь в 1970-е годы благодаря Полу Экману.

      Экман заявил, что мимика создается посредством движений лицевых мышц и связь этих движений и эмоций универсальна.

      Он демонстрировал снимки лиц с выражением различных эмоций людям из разных частей света – жителям Северной и Южной Америки, Японии и даже представителям народности форе, проживающей в горах Папуа – Новой Гвинеи.

      Все они идентифицировали одни и теже эмоции. Он также заснял американских и японских студентов во время просмотра фильмов и увидел, что и они используют одинаковую мимику.

      Результаты этих экспериментов Экман воспринял как доказательство того, что люди разных культур выражают эмоции одинаково, и предположил, что в основе подобной универсальности лежат эволюция, врожденные механизмы мозга или общие процессы развития.
      4. 4 базовые эмоции. Исследование 2014 г. специалистов из университета Глазго.
      Новое исследование специалистов из университета Глазго (University of Glasgow) показало: всё человеческое поведение базируется на 4-х основных эмоциях.

      Такие выводы опровергают широко распространённое мнение о том, что у человека 6 основных эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение.

      Авторы исследования использовали новую технику и программное обеспечение, разработанные в университете для изучения деятельности различных лицевых мышц, участвующих в передаче сигналов различных эмоций.

      Также во время экспериментов учитывались временные рамки, за которые каждый мускул успевает активироваться.

      Это первое исследование, обратившее внимание на временную динамику выражения лица, подчёркивают учёные.

      Команда из института неврологии и психологии (Institute of Neuroscience and Psychology) утверждает, что в то время как наше лицо отображает счастье и печаль по-разному (сигналы чётко отличаются по времени), страх же и удивление имеют общие черты (широко открытые глаза), кроме того реакция страха и удивления проявляется на лице очень быстро.

      У гнева и отвращения общим "сигналом" является сморщенный нос. Именно эти ранние сигналы могут представлять базовые сигналы опасности, которые позволяли членам древнего сообщества быстрее выявлять возможную опасность.

      После того как лицо принимает одно из 4-х "базовых" выражений, начинают проявляться сигналы, которые характеризуют 6 ныне общепринятых мимических эмоций.
      Задание № 3. «Моя личная таблица эмоций»
      Ниже приведена таблица, основанная на модели №4 4-х базовых эмоций.
      Ознакомьтесь с данной таблицей и выполните следующее задание:

      • возьмите чистый лист бумаги и разделите его на 2 части;
      • выпишите в левый столбик эмоции, которые наиболее часто вы испытываете и которые «мешают» вам быть в гармонии с собой и окружающими;
      • выпишите в правый столбик те эмоции, которые на ваш взгляд, помогают (или могут помочь) вам чувствовать гармонию;
      • проанализируйте, какие ситуации, ваши действия, дела или занятия способствуют эмоциям в правом столбике;
      • составьте список этих дел или занятий на отдельном втором листе;
      • сохраните себе этот список, как АПТЕЧКУ для оказания СКОРОЙ ПОМОЩИ себе, чтобы вы могли переключиться на нужную вам эмоцию
      5. Сложные (составные) эмоции.
      Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает.

      Эмоции различаются по степени сложности.

      Они могут быть простыми или составными.

      Например.

      Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным.
      При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.

      Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки».

      Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.

      В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия – всего лишь один из них. Это – типичная эмоция-матрешка.

      Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную – восхищение.
      Задание № 4. Упражнение «Покажи эмоцию»
      • Возьмите список эмоций, который вы составили в задании № 3.
      • Подойдите к зеркалу.
      • Выберите любую эмоцию из левой колонки и изобразите ее, глядя на свое отражение в зеркале.
      • Разглядите выражение своего лица. Какие мышцы на лице наиболее напряжены?
      • Выберите любую эмоцию из правой колонки и изобразите ее, глядя на свое отражение в зеркале.
      • Разглядите выражение своего лица. Какие мышцы на лице задействованы сейчас?
      • Запомните эти ощущения
      • Практикуйте и тренируйте те группы лицевых мышц, которые отвечают за желаемую для вас эмоцию.
      Впоследствии вы сможете в нужный момент воспользоваться этой практикой )))

      Задание № 5. Упражнение «Культивируй у себя любимые эмоции»
      - Запланируй себе занятие из второго списка (из задания № 3) на ближайшее время (можно сегодня, завтра)
      - Выполни его
      - Обрати внимание на свои эмоции.
      - Опиши их с помощью вопросов из задания № 2
      Занятие подходит к концу. Пора подводить итоги.
      Резюмируйте для себя:
      - что сегодня узнали нового?
      - что наиболее запомнилось?
      - что вызвало затруднение?
      - что наиболее понравилось?
      Готово?
      Здорово!!!
      На сегодня достаточно)))
      Молодец!!!
      Ты уже на 1 ступени по пути к улучшению качества жизни!!!

      Сделай перерыв хотя бы на 1 день, чтобы осознать изученное, прожить с этим и насладиться новым опытом.

      Made on
      Tilda