САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ
курс практических занятий

5 простых шагов к улучшению качества жизни и развитию эмоционального интеллекта (EQ)
ЗАНЯТИЕ № 3
3 ступень на пути к улучшению качества своей жизни
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ:
1
Тестирование на уровень EQ (Н. Холл).
2
Эйфория и гармония.
3.
Чем опасны подавленные эмоции?
4
Почему люди подавляют эмоции?
5
Диапазон вибраций эмоций (по результатам теста о светоносных вибрационных технологиях).
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
В занятии № 3 содержится:

  • теоретическая часть для всех,
  • 2 блока теории, отмеченные зеленым цветом для особо любознательных ***
  • 2 упражнения для всех
  • 2 упражнения, отмеченные ***
1. Тестирование на уровень EQ
На первом занятии мы с вами познакомились с понятием эмоциональный интеллект — EQ и моделью Девида Карузо.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально «умен». Естественно, что эта цель достигается методом тестирования.

Разработано несколько многошкальных тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программах развития эмоционального интеллекта.

Подавляющее большинство из них разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.
Наиболее популярными и заслуживающих доверия тестами на эмоциональный интеллект являются тесты Холла, Люсина, Гилфорда, а также тест MSCEIT (Майера-Сэловея-Карузо), в котором 144 контрольных вопроса.

Что измеряет тест на эмоциональный интеллект?

Поскольку EQ тесты применяются для оценки широкого спектра аспектов эмоционального интеллекта, вопросы тестов различаются в зависимости от того, какой компонент эмоционального интеллекта они измеряют.

Большинство тестов эмоционального интеллекта измеряют все или только некоторые из следующих компонентов:

  1. Способность распознавать эмоции по выражению лица.
  2. Умение понимать и использовать эмоции, чтобы предугадать поведение других.
  3. Способность определять эмоции людей по их поведению.
  4. Умение понять, как определенные действия способствуют эмоциям в нас и других
  5. Умение определять типы эмоций
  6. Способность понимать, как использовать эмоции для облегчения взаимодействия между людьми.
  7. Умение понимать характер разных эмоций.

Вам будет представлен тест, разработанный Николасом Холлом и помогающий определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам. То есть вы получите не единый балл, как в случае, например, IQ¸ а дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик, выделяемых автором. Всего вам в рамках этого теста будет задано 30 вопросов – по 6 на каждую категорию.

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.
***Тест на эмоциональный интеллект EQ (для особо любознательных)
ДИАГНОСТИКА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА» (Н. ХОЛЛ)

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
*** Задание. Пройдите тест и определите свой EQ
Описание теста
Данная методика позволит выявить способности человека контролировать и понимать свои эмоции. А так же она укажет на умение общаться и понимать чувства других людей. Эти навыки определяются уровнем эмоционального интеллекта.

Этот показатель может меняться в течение жизни. Если личность стремится к саморазвитию, внутренней гармонии, учится взаимодействовать с окружающими, то EQ, несомненно, будет расти. Он может оставаться неизменным при отсутствии у индивида желания к самосовершенствованию.

Чем выше уровень эмоционального интеллекта у человека, тем проще ему выстраивать отношения с людьми. Такая личность легко добивается поставленных целей, она живёт в гармонии с собой и окружающими.

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, могут испытывать чувство дискомфорта в коллективе, так как не понимают эмоций и настроений других людей, что может даже приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Часто, они не могут контролировать свое настроение и поведение, так как не осознают глубинные причины их проявлений. Таким людям тяжело налаживать контакты, соответственно, сложнее добиваться своих целей и расти не только в духовном, но и профессиональном плане.
    Грэнвилл Стэнли Холл
    Родился в США, штат Массачусетс. Окончил Гарвард, получил степень доктора психологии. Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию (это ощущение положения частей своего тела относительно друг друга в пространстве). Он стал основоположником педологии. Также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 года под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года – «Журнал педагогической психологии».
    Инструкция к прохождению теста
    Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.

    В полученном результате будет описан уровень EQ по пяти параметрам:

    1. эмоциональная осведомленность (самосознание, скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
    2. управление своими эмоциями (саморегуляция);
    3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
    4. эмпатия;
    5. распознавание эмоций других людей (социальные навыки, скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)

    По каждому параметру будет определена степень выраженности: высокая, средняя или низкая.

    Вам будут предложены тридцать утверждений о Ваших эмоциях или поведении и варианты ответов, из которых нужно выбрать один, подходящий Вам:

    • Полностью не согласен (-3 балла).
    • В основном не согласен (-2 балла).
    • Отчасти не согласен (-1 балл).
    • Отчасти согласен (+1 балл).
    • В основном согласен (+2 балла).
    • Полностью согласен (+3 балла).
      Тест на EQ
      1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

      2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

      3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

      4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

      5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

      6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

      7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

      8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

      9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

      10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

      11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

      12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

      13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

      14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

      15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

      16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

      17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

      18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

      19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

      20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

      21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

      22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

      23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

      24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

      25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

      26. Я способен улучшить настроение другие людей.

      27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

      28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

      29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

      30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

      Расшифровка теста
      1. Самосознание. Понимание своих эмоций и их последствий. При высокой выраженности человек понимает, почему испытывает те или иные чувства, осознает свои сильные и слабые стороны, склонен к размышлениям и учится на своём опыте. Уверен в себе, способен проявлять чувство юмора и принимает себя таким, какой есть.

      2. Саморегуляция. Самоконтроль и умение сдерживать разрушительные переживания. Высокая выраженность характеризуется ясным мышлением и сохранением самообладания в стрессовых ситуациях у индивидуума. Тактичен и обязателен. Умеет признавать свои ошибки, берет на себя ответственность за достижение целей. Спокойно воспринимает новую информацию и смену обстановки, проявляет гибкость.

      3. Самомотивация. Стремление к самореализации. Выражается в ориентации на результат, поиске наиболее эффективных способов достижения цели. Человек с высокой мотивацией умеет работать в группе, стремится выполнить её миссии. Он не боится неудач, может пойти на оправданный риск.

      4. Эмпатия. Понимание чувств других людей, заинтересованность ими. Люди, обладающие этим качеством, умеют слушать, внимательны к мимике и жестам, способны угадывать эмоции и настроения. Они проявляют уважение к другим, независимо от их происхождения или образования. Толерантны и терпимы к недостаткам окружающих.

      5. Социальные навыки. Умение убеждать. Проявляются в умении завоёвывать расположение, идти на компромисс, убедительно представлять информацию. Субъект отличается умением вести переговоры, дипломатично общаться с «трудными» людьми, воодушевлять и вести за собой.

      Ключ к тесту
      Шкалы Вопросы

      Самосознание 1, 2, 4, 17, 19, 25

      Саморегуляция 3, 7, 8, 10, 18, 30

      Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22

      Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28

      Социальные навыки 12, 15, 24, 26, 27, 29

      Уровни парциального EQ в соответствии со знаком результатов:

      • 14 и более – высокий;

      • 8-13 – средний;

      • 7 и менее – низкий.

      Интегративный уровень EQ с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

      • 70 и более – высокий;

      • 40-69 – средний;

      • 39 и менее – низкий.
      2. Эйфория и гармония.
      Есть мнение, что что психологи, коучи и люди, занимающиеся духовными практиками, пребывают постоянно в состоянии эйфории.
      Хочу поделиться, что состояние гармонии – это не состояние эйфории.

      Чем отличаются эйфория и гармония?

      Эйфория – восторженное состояние повышенной эмоциональности, которое мешает объективному восприятию действительности.

      Гармония – это состояние, в котором есть объективное восприятие реальности, при этом, реальность не влияет на твое состояние – ты наблюдаешь за происходящим, извлекая уроки из собственных ошибочных действий и меняя свои действия, меняешь собственную реальность.

      При этом ты испытываешь разные эмоции: и радость, и печаль, и восторг, и задумчивость, и любовь, и боль, и даже злость и агрессию. Просто ты чувствуешь эти эмоции, отслеживаешь их и позволяешь им быть какое-то время, а потом просто меняешь эмоцию на другую. Это достаточно несложно, при определенной тренировке.
      3. Чем опасны подавленные эмоции?
      Задание № 1. Ответьте на 5 вопросов:
      1. Склонны ли вы к подавлению эмоций?
      2. Что вы чувствуете, когда понимаете, что эмоции кипят, а вы не можете их выразить?
      3. Знаете ли вы методы управления эмоциями?
      4. Что бывает при длительно подавлении чувств?
      5. В чем разница между подавлением и контролем эмоций?
      Подавление эмоций и управление своими эмоциями. Есть ли разница?
      Существует огромная разница между подавлением и управлением эмоциями.
      Подавление – ведет к неминуемому выплеску этих эмоций, возможно, не в самый нужный момент. Если же человек сумеет сдержать себя и не выплеснуть накопленные чувства на окружающих, он обязательно сделает это на себя. Займется самоедством.

      Совершенно очевидно, что если эмоция есть и она не израсходована, то она никуда не денется и при любом удобном случае будет стараться вырваться.
      4. Почему люди подавляют эмоции?
      Почему вредно подавлять эмоции?
      Подавление эмоций очень опасно.
      Подавляя эмоции, человек не позволяет себе чувствовать. Он усилием воли зажимает эмоции внутри, не позволяя им выходить наружу. А эмоции – это один из видов энергии. И эта энергия, в основном негативная, образует энергетические сгустки и оседает где-то внутри нашего физического тела, обеспечивая напряжение и зажимы в мышцах и мышечных органах, воспаление в различных железах, и прочие проблемы со здоровьем.
      Почему люди подавляют эмоции? (1-й вариант)
      Причин, по которым люди подавляют эмоции – достаточно много. Но их условно можно разделить на 2 группы:

      1. подавление позитивных эмоций,

      2. подавление негативных эмоций

      Ребенку внушают, что радоваться, громко смеяться, прыгать бегать и скакать – это неправильно, и он в конце концов начинает в это верить. А почему взрослые так говорят?

      Кто-то занят умственной работой и это его отвлекает. И он твердит: "Тише, не шумите".

      • У кого-то их взрослых может болеть голова (как в прямом, так и в переносном смысле) от насущных проблем, и окружающая радость его раздражает. И его слова: "И так плохо, ещё ты тут скачешь". И ребенок делает вывод, что скакать и радоваться плохо в принципе, и это создает дополнительные проблемы.
      • Кого-то раздражает то, что у него не хватает сил на то, чтобы также радоваться, прыгать и скакать, и включается зависть к беззаботному детству. Такой посыл может звучать: "Что вы тут распрыгались, займитесь серьезными делами, вон книжку почитайте…
      • Кто-то из взрослых реально считает, что радость, счастье – это что-то опасное, потому что в роду были ситуации, когда за радость и счастье убивали. И такие люди чаще всего используют фразы: "не смейся, а то потом плакать будешь!"
      • У кого-то есть стойкая ассоциация "радость — это беззаботность" и человек отказывается не от самой радости, а от той беззаботности, которая может помешать реализоваться в жизни, и этому учит своих, да и чужих детей тоже. И от него можно услышать: "Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…" и далее по тексту. И мораль, которую должные извлечь дети в том, что радоваться жизни – плохо!
      • У многих, да и в целом во всем нашем обществе, принято считать, что радость недостойное проявление для взрослого серьезного и ответственного человека, и эта программа транслируется не только дома, но и во всех учреждениях, начиная с детских садов. Детям щедро навешивают ярлыки: "клоун", "шут гороховый", добавляя, что ничего хорошего из тебя не получится с таким несерьезным отношением.
      • Кто-то убежден, что для радости нужен серьёзный повод и воспитывает детей поговоркой: "Смех без причины – признак дурачины", "Делу время – потехе – час". И этим особым поводом становятся праздники, подкрепленные алкоголем, который не только снимает зажимы, но и служит хорошим оправданием проявления своей радости. И поскольку человеку без радости жить очень плохо, многие и впадают в алкогольную зависимость, именно чтобы позволить себе радоваться.
      В общем, детям со всех сторон идет мощный посыл – не радоваться!!!

      И они, желая получить одобрение и любовь взрослых, принимают на веру убеждение, что взрослый человек должен быть серьезным, и эмоций показывать не должен. И они начинают подавлять радость внутри себя.
      Почему люди подавляют эмоции? (2-й вариант)
      Оборотная сторона той же медали – подавление негативных эмоций.

      • Кому в детстве не говорили: "Не плачь – нюня!"? Мальчиков дразнили: "Плачешь как девчонка!". А ведь слезы – это нормальная реакция организма на боль, на обиду. И вот такое презрительное отношение к слезам вызывало отторжение этих эмоций. Ребенок научился сдерживать слезы, терпеть боль, причем до такой степени, что во взрослом возрасте инфаркты переносит на ногах.
      • Многие искренне считают, что негативные эмоции испытывать непристойно. Поэтому они говорят своим детям "Потерпи. Он ударил тебя, потому что он - плохой. А ты – хороший, ты не должен отвечать ему, ты не должен злиться!". И ребенок, желая быть хорошим, отказывается от части себя, которая испытывает обиду, несправедливость, боль, в обмен на желаемую любовь. Что получается в итоге? Он ищет любви и одобрения, демонстрируя в крайних вариантах, либо гордыню: "ведь он такой хороший", при этом, ненавидя всех вокруг, либо безвольность, заискивая и превращаясь в человека с размытыми личными границами, о которого просто вытирают ноги.
      • "Негативные эмоции – это зло!" Такая позиция тоже учит отвергать так называемые, низменные, животные эмоции, как недостойное их проявление. Человеческий организм создан так, что он сочетает в себе и биологическую составляющую и социальную. И отвергать своё биологическое начало, проявление инстинктивных реакций, позволяющих обеспечивать свою безопасность, по крайней мере неразумно. Это все равно, что отрезать от себя по кусочку, те части, в которых живут разные не принимаемые эмоции и желания
      Почему? Просто понаблюдайте за людьми, которые отвергают своё биологическое начало. Они не любят свое тело и не заботятся о нем, как будто оно недостойно бережного отношения. Они лишают себя гормонов радости, вырабатываемых во время физических упражнений. Отношение к еде – не как к источнику восполнения затраченной энергии, а как к способу получить удовольствие набивая свой желудок так, что потом приходится страдать, а еще хуже, просто заполнить пустоту. Проявление инстинкта к продолжению рода настолько нивелировано, что многие люди сознательно отказываются от сексуальных отношений, считая это чем-то постыдным или просто неважным. Люди уходят в работу настолько, что не видят необходимости создания семьи и продолжения рода.

      Человек разучивается чувствовать не только обиду и боль, но и радость и любовь и это состояние, задавленности, в котором человек пребывает постоянно, он и называет спокойствием.

      А что на самом деле? Люди превращаются в ЗОМБИ от запрета себе проявлять эмоции.

      Возникает законный вопрос: «Как же проявлять эмоции и не скатиться до агрессивного асоциального типа, отвечающего на любому, кто ему перечит, ударом в лицо?»
      Задание № 2. Ответьте на 6 вопросов:
      1. Склонны ли вы к подавлению эмоций?
      2. Что вы чувствуете, когда понимаете, что эмоции кипят, а вы не можете их выразить?
      3. К какому варианту относятся ваши случаи подавления эмоций?
      4. Знаете ли вы методы управления эмоциями?
      5. Что бывает при длительно подавлении чувств?
      6. В чем разница между подавлением и контролем эмоций?
      3 общих правила управления эмоциями:
      1. Принять все те части себя, в которых живет все то, что вам не нравится: злость, обида, боль, и даже агрессия и ненависть. На самом деле суть не в том, что нужно драться и хамить, но чтобы этого не делать, нужно признать что такое желание в принципе может возникнуть у вас, и это не зазорно.
      2. Поблагодарить все свои эмоции за то, что они окрашивают жизнь в разные цвета.
      3. Позволить себе, разрешить себе испытывать эти эмоции. Поблагодарить себя за то, что вы разрешили себе эмоции. Слёзы – это один из самых простых и эффективных способов отпускания негативных эмоций. Вспомните тот момент, когда подобные эмоции возникали и вас кто-то заставил их подавить, поблагодарите того, кто запретил вам их проявлять и отпустите их, потому что сейчас в них уже нет нужды.
      Важно: более подробную инструкцию, как управлять своими эмоциями вы получите в Занятии № 4.
      *** КАКИЕ ВИБРАЦИИ ИСХОДЯТ ОТ ВАС? (для особо любознательных)
      По результатам теста о светоносных вибрационных технологиях, в настоящее время, вибрации присутствуют в диапазонах:
      • нижайшие: выше 0 и до 2,7 герц;
      • низшие — свыше 2,7 и до 9,7 герц;
      • низкие — свыше 9,7 и до 26 герц;
      • высокие — свыше 26 и до 56 герц;
      • высшие — свыше 56 и до 115 герц;
      • высочайшие — свыше 115 и до 205 герц;
      • свыше 205 герц — кристальные вибрации
      Когда же возникают разрушительные вибрации?
      Оказывается, они появляются у человека в результате действия его негативных личностных качеств или эмоций:

      • горе дает вибрации — от 0,1 до 0,2 герц
      • страх от 0,2 до 2,2 герц
      • обида - от 0,6 до 3,3 герц
      • раздражение - от 0,9 до 3,8 герц
      • возмущение - от 0,6 до 1,9 герц
      • самость - дает вибрации максимально 2,8 герц
      • вспыльчивость (гневливость)- 0,9 герц
      • вспышка ярости - 0,5 герц
      • гнев - 1,4 герц
      • гордыня - 0,8 герц
      • гордость - 3,1 герц
      • пренебрежение - 1,5 герц
      • превосходство - 1,9 герц
      Если человек живет позитивными чувствами, то он имеет совершенно другие вибрации:
      • соответствие - от 38 герц и выше
      • приятие Мира таким, какой он есть, без возмущения и других негативных эмоций — 46 герц;
      • великодушие - 95 герц;
      • вибрации благодарности (спасибо) — 45 герц;
      • сердечной благодарности - от 140 герц и выше;
      • единство с другими людьми — 144 герц и выше,
      • сострадание - от 150 герц и выше, (а жалость только 3 герца);
      • любовь, что называется головой то есть, когда человек понимает, что любовь это хорошее, светлое чувство и большая сила, но сердцем любить еще не получается вибрации — 50 герц;
      • любовь, которую человек генерирует своим сердцем ко всем без исключения людям и всему живому — от 150 герц и выше;
      • любовь безусловная, принятая во вселенной, — от 205 герц и выше
      ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ!!!
      *** Задание. Определение частоты вибраций.
      Выпишите на листе бумаги, какие эмоции вы часто испытываете.
      Запишите, в каком диапазоне частота этих эмоций?
      Подумайте, на какой частоте вам хотелось бы излучать свои эмоции?
      Что вы для этого можете сделать?
      Занятие подходит к концу. Пора подводить итоги.
      Резюмируйте для себя:
      - что сегодня узнали нового?
      - что наиболее запомнилось?
      - что вызвало затруднение?
      - что наиболее понравилось?
      Готово?
      Здорово!!!
      На сегодня достаточно)))
      Молодец!!!
      Ты уже на 3 ступени по пути к улучшению качества жизни!!!

      Сделай перерыв хотя бы на 1 день, чтобы осознать изученное, прожить с этим и насладиться новым опытом.

      Made on
      Tilda